Глава 2
Урок 9.
Налоги и вычеты + ИИС

В этом уроке вы узнаете, облагается ли налогом положительный результат продажи ценных бумаг, дивидендные и купонные выплаты, а также как инвестируя можно получить налоговые вычеты.

Итак, налогообложение. Какие выплаты по ценным бумагам облагаются налогом.
Если говорить про облигации, то любой положительный финансовый результат от покупки и продажи облигаций облагается 13 % налогом. Не стоит забывать и о купонных выплатах. Это значит, что какие бы облигации вы не приобрели, будь то ОФЗ, муниципальные или корпоративные облигации, с прибыли и купонов придется заплатить налог. Однако, вам не придется делать это самому, т.к. по закону РФ ваш брокер выступает налоговым агентом, т.е. сам подает сведения в налоговую и удерживает налог.

Аналогичная ситуация и с еврооблигациями. Разница лишь в том, что доход в иностранной валюте подлежит пересчету в рубли по курсу ЦБ на дату выплаты дохода. С 2021 года с вводом новой шкалы НДФЛ, лицо, чей совокупный доход составляет более 5 млн в год, обязан заплатить налог в размере 15%. Физические лица нерезиденты заплатят налог 30%.

Очень важно при расчете налога на такие облигации исключить возможность двойного налогообложения. Некоторые страны сами удерживают налог в соответствии со своим «налоговым кодексом» по своим ставкам. Так, между США и Россией действует соглашение об избежание двойного налогообложения. Потому, США удерживает налог в размере 10% в случае подписании определенной формы и его можно зачесть в счет уплаты налога по сделке, а 3% придется самостоятельно доплатить в российский бюджет. Плюс ко всему, с курсовой разницы также возьмется 13%.
~
Что касается акций, ситуация простая. Чтобы избежать налогообложения необходимо владеть акциями сроком 3 года и более. Это льгота долгосрочного владения. Сумма дохода при этом не должна превышать 5 млн. руб.

Уменьшить налогооблагаемую базу можно за счет вычета комиссии брокера и убытков прошлом. Важным при покупке акций иностранных эмитентов является момент избежание двойного налогообложения. Здесь все по аналогии с облигациями. Заполняем форму W8-BEN и в случае, если продаете акции за цену большую, чем купили, подаете декларацию и доплачиваете 3% в бюджет сами.

НЕ подлежат налогообложению доходы по акциям, обращающиеся на бирже, высокотехнологичного инновационного сектора экономики, которые находились в непрерывном владении боле 1 года.
А вот дивиденды по акциям освободить от налога нельзя ни при каком случае.
Аналогичное налогообложение по ПИФ, ETF.

Если вы торгуете фьючерсами и опционами и получаете доход , он облагается по ставке 13%.
Интересным в плане решения налоговых вопросов является Индивидуальный Инвестиционный Счет (ИИС). Это вид счета со специальными условиями. ИИС может быть брокерским или открыт в управляющей компании.

Доход по ИИС складывается из 2 составляющих:
  • налоговой вычет от государства
  • рост курсовой стоимости облигаций или акций

Перевести ИИС можно от одного брокера или УК к другому брокеру или УК.
Как работает ИИС?

Вы открываете счет с пометкой ИИС и работаете как с обычным счетом. При этом можете рассчитывать на налоговые льготы, предусмотренные законодательством: вычет на взнос (тип А) и вычет на доход (Тип В).

Однако, есть особенности, а именно: максимальная сумма, которую можно инвестировать в год на ИИС – это 1 млн. руб., Если у вас тип А, то можно получить возврат 13% от суммы внесенной на счет, при условии, что у вас есть официальный источник дохода (платите НДФЛ). Максимальный возврат по типу А = 52 000 р или 13% от 400 000 руб. Если ваш официальный доход меньше 400 000 руб., то и возврат можно сделать только на размер 13% от официального дохода. Т.е. при доходе в 200 000 вы можете рассчитывать на возврат всего 13%*200 000= 26 000 руб.. Вы можете инвестировать по 400 000 руб. ежегодно и максимальная сумма к возврату — 156 000 руб. за три года.
Пример.

Клиент инвестировал в первый год действия ИИС сумму 100 000 руб., во второй 400 000, а в третий 500 000 руб. Посчитаем сумму налогового вычета:
100 000*13% = 13 000
400000*13% = 52 000
400000*13% = 52 000 (так как максимальная сумма, с которой рассчитывается вычет в год составляет 400 000 руб.)

Итого за три года 117 000 руб. Плюс инвестдоход при его наличии.

Безусловно, таким типом вычета могут воспользоваться официально работающие граждане РФ, имеющие подтверждение дохода в году инвестирования.
~
Второй тип вычета — на доход. это значит, что можно освободить доход от инвестиций в размере 13%. Обычно им могут пользуются официально неработающие граждане, самозанятые или пенсионеры.
Пример.

Клиент инвестировал в ИИС в УК и пополнил его на 300 000 руб. Во второй и третий год счет не пополнял. Инвестдоход от оперций с ценными бумагами через 3 года составил 100 000 руб. В этом случае УК выплатит клиенту не 387 000 (300 000+ (100 000-13%), а полностью 400 000 руб.

Важно! В данном расчете не учитываются комиссии УК за открытие, управление и закрытие счета. У каждой УК они свои.
Частично деньги выводить с ИИС нельзя, только с закрытием ИИС. Но если закрыть ИИС ранее 3 лет, потеряется возможность использовать налоговый вычет, а при его использовании ранее - придется самостоятельно вернуть деньги в бюджет.

Одно физлицо может открыть только 1 ИИС, при наличии второго - опять же теряется право на получение налогового вычета.

Таким образом, получая положительный финансовый результат при инвестировании всегда придется заплатить 13%. Это касается и купонов, и дивидендов.
~
Какой ИИС выгоднее — брокерский или с доверительным управлением? Решать вам. Если у вас брокерский ИИС, то все решения по покупке ценных бумаг вы принимаете сами, при этом платите комиссию брокеру. Если ИИС с доверительным управлением, то за вас все сделает УК, у которой сформированы готовые инвестиционные стратегии.