В этом уроке вы узнаете, облагается ли налогом положительный результат продажи ценных бумаг, дивидендные и купонные выплаты, а также как инвестируя можно получить налоговые вычеты.
Из-за снижения ставок по депозитам, а также популяризации инвестиционных продуктов в массовом сегменте, тема с инвестициями набирает все больше обороты. Сейчас люди готовы искать альтернативные варианты и способы инвестирования своих денежных средств. Потому крайне важно разобраться во всех тонкостях этих финансовых инструментов.
Итак, налогообложение. Какие выплаты по ценным бумагам облагаются налогом. Если говорить про облигации, что любой положительный финансовый результат от покупки и продажи облигаций облагается 13 % налогом. Чтобы избежать налогообложения необходимо владеть облигациями сроком 3 года и более. Не стоит забывать и о купонных выплатах. То значит, что какие бы облигации вы не приобрели, будь то ОФЗ, муниципальные или корпоративные облигации, с прибыли и купонов придется заплатить налог. Однако, вам не придется делать это самому, т.r. с уверенностью на 99,9 % ваш брокер выступает налоговым агентом, т.е. сам подает сведения в налоговую и удерживает налог.
Аналогичная ситуация обстоит и с еврооблигациями. Разница лишь в том, что доход в иностранной валюте подлежит пересчету в рубли gо курсу ЦБ на дату выплаты дохода. С 2021 года с вводом новой шкалы НДФЛ, лицо, чей совокупный доход составляет более 5 млн в год, обязан заплатить налог в размере 15 %. Физические лица нерезиденты платят налог 30%.
Очень важно при расчете налога на такие облигации исключить возможность двойного налогообложения. Некоторые страны сами удерживают налог в соответствии со своим «налоговым кодексом» по своим ставкам. Так, между США и Россией действует соглашение об избежание двойного налогообложения. Потому, США удерживает налог в размере 10% в случае подписании определенной формы W8-BEN и его можно зачесть в счет уплаты налога по сделке, а 3% придется самостоятельно доплатить в российский бюджет. Плюс ко всему, с курсовой разницы также возьмется 13%. Что касаемо акций, ситуация аналогичная. Чтобы избежать налогообложения необходимо владеть акциями сроком 3 года и более. Сумма дохода при этом не должна превышать 5 млн. руб. Уменьшить налогооблагаемую базу можно за счет вычета комиссии брокера и убытков прошлом. Важным при покупке акций иностранных эмитентов является момент избежание двойного налогообложения. Здесь все по аналогии с облигациями. Заполняем форму W8-BEN и в случае, если продаете акции за цену большую, чем купили, подаете декларацию и доплачиваете 3% в бюджет сами.
НЕ подлежат налогообложению доходы по акциям, обращающиеся на бирже, высокотехнологичного инновационного сектора экономики, которые находились в непрерывном владении более 1 года. А вот дивиденды по акциям освободить от налога нельзя ни при каком случае. Аналогичное налогообложение по ПИФ, ETF. Если вы торгуете фьючерсами и опционами и получаете доход, он облагается по ставке 13%.
А вот открывая ИИС вы можете подучить налоговый вычет. Он доступен клиентам при существовании ИИС не менее 3 лет. Типов вычета два: вычет на взнос (тип А) и вычет на доход (Тип В). Максимальная сумма, которую можно инвестировать в год на ИИС - это 1 млн. руб., с которой можно получить возврат за год - это 400000 руб. Соответственно, сумма возврата составит 400000*13% = 52000 руб. за год. Если инвестировать по 400000 руб. ежегодно, что максимальная сумма к возврату - 156000 руб. за три года.
Пример. Клиент инвестировал в первый год действия ИИС 100000 руб., во второй 400000 руб., а в третий 500000 руб. Посчитаем сумму налогового вычета.
100000*13% = 13000
400000*13% = 52000
400000*13% = 52000 (так как максимальная сумма, с которой рассчитывается вычет в год составляет 400000 руб.)
Итого за три года 117 000 руб. Плюс инвестдоход при его наличии.
Безусловно, таким типом вычета могут воспользоваться официально работающие граждане РФ, имеющие подтверждение дохода в году инвестирования.
Второй тип вычета - на доход. Это значит, что можно освободить доход от инвестиций в размере 13%. Обычно им могут пользуются официально неработающие граждане, самозанятые или пенсионеры.
Пример. Клиент инвестировал в ИИС 300000 руб. Во второй и третий год не пополнял. Инвест доход от стоимости ценных бумаг через 3 года составил 100000 руб. В этом случае УК выплатит клиенту не 387000, т.е. (300000 + (100000 - 13%), а полностью 400000 руб. Важно! В данном расчете не учитываются комиссии УК за открытие, управление и закрытие счета. У каждой УК они свои.
Частично деньги выводить с ИИС нельзя, только с закрытием ИИС. Но если закрыть ИИС ранее 3 лет, потеряется возможность использовать налоговый вычет, а при его использовании ранее - придется самостоятельно вернуть деньги в бюджет. Один клиент может открыть только 1 ИИС, при наличии второго - опять же теряется право на получение налогового вычета.
Таким образом, получая положительный финансовый результат при инвестировании всегда придется заплатить 13%. то касается и купонов, и дивидендов. А вот получить налоговый вычет можно используя ИИС и вернуть от государства уплаченные 13% . Потому используйте различные инструменты инвестирования для компенсации убытков и балансируйте портфель.
Практикум. Клиент инвестировал в первый год действия ИИС 1000000 руб., во второй 200000 руб., а в третий 100000 руб. Посчитайте сумму налогового вычета, если инвестор официально трудоустроен.
91 000 руб.
169 000 руб.
130 000 руб.
Открывайте ответы хотя бы спустя 15 минут размышлений. Практика — важнейшая часть усвоения материала.
Ответ
91000 Верно, так как:
За первый год - 52000 р (максимальная сумма , с которой можно вернуть вычет в год то 400000 руб) За второй - 26000 р за третий - 13000